Вернуться к разделу «Толстой»
Л.Н. Толстой
ДВА СТАРИКА
Иоан. IV, 19. — Женщина говорит ему: господи! вижу, что ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно
поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и
не в Иерусалиме будете поклоняться отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от
иудеев.
23. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут
поклоняться отцу в духе и истине; ибо таких поклонников отец ищет себе.
I
Собрались два старика богу молиться в старый Иерусалим. Один был богатый мужик,
звали его Ефим Тарасыч Шевелев. Другой был небогатый человек Елисей Бодров.
Ефим был мужик степенный, водки не пил, табаку не курил и не нюхал, черным
словом весь век не ругался, и человек был строгий и твердый. Два срока проходил
Ефим Тарасыч в старостах и высадился без начета. Семья у него была большая: два
сына и внук женатый, и все жили вместе. Из себя он был мужик здоровый,
бородастый и прямой, и на седьмом десятке только стала седина в бороде
пробивать. Елисей был старичок ни богатый, ни бедный, хаживал прежде по
плотничной работе, а под старость стал дома жить и водил пчел. Один сын в добычу
ходил, другой — дома. Человек был Елисей добрвдушный и веселый. Пивал и водку, и
табак нюхал, и любил песни петь, но человек был смирный, с домашними и с
соседями жил дружно. Из себя Елисей был мужичок невысокий, черноватенький, с
курчавой бородкой и, по своему святому — Елисею-пророку, с лысиной во всю
голову.
Давно пообещались старики и сговорились вместе идти, да все Тарасычу недосуг
было: не перемежались у него дела. Только одно кончается, другое затевается: то
внука женит, то из солдатства сына меньшого поджидает, а то избу затеял новую
класть.
Сошлись раз старики праздником, сели на бревнах.
— Что ж, — говорит Елисей, — когда оброк отбывать пойдем?
Поморщился Ефим.
— Да погодить, — говорит, — надо, год нынче мне трудный вышел. Затеял я эту избу
класть, думал, что-нибудь на сотню накину, а она уж в третью лезет. И то все не
довел. Видно, уж до лета. На лето, коли бог даст, беспременно пойдем.
— На мой разум, —говорит Елисей, — откладывать нечего, идти надо нынче. Самое
время — весна.
— Время-то время, да дело расчато, как его бросить?
— Разве у тебя некому? Сын дела поделает.
— Как поделает-то! Большак-то у меня не надежен — зашибает.
— Помрем, кум, будут жить и без нас. Надо и сыну поучиться.
— Так-то так, да все хочется при своем глазе дело свершить.
— Эх, милый человек! Дел всех никогда не перевершишь. Вот намеднись у меня бабы
к празднику моют, убираются. И то надо и другое, всех дел не захватят. Старшая
сноха, баба умная, и говорит: "Спасибо, говорит, праздник приходит, нас не
дожидается, а то, говорит, сколько б ни делали, всего бы не переделали".
Задумался Тарасыч.
— Денег, — говорит, — много извел я в эту постройку; а в поход тоже не с пустыми
руками идти. Деньги немалые — 100 рублей.
Засмеялся Елисей.
— Не греши, — говорит, — кум. Твой достаток против моего в десять раз, а ты про
деньги толкуешь. Только скажи, когда выходить — у меня и нет, да будут.
Ухмыльнулся и Тарасыч.
— Вишь, богач какой объявился, — говорит, — где же возьмешь-то?
— Да дома поскребу — наберу сколько-нибудь; а чего не хватит — ульев с десяток с
выставки соседу отдам. Давно уж просит.
— Роевщина хорошая будет, тужить будешь.
— Тужить?! Нет, кум! В жизнь ни о чем, кроме о грехах, не тужил. Дороже души
ничего нет.
— Оно так, да все неладно, как по дому неуправка.
— А как у нас по душе-то неуправка будет, тогда хуже. А обреклись — пойдем!
Право, пойдем.
II
И уговорил Елисей товарища. Подумал, подумал Ефим, наутро приходит к Елисею.
— Что ж, пойдем, — говорит, — правду ты говоришь. В смерти да в животе бог
волен. Пока живы да силы есть, идти надо.
Через недельку собрались старики.
У Тарасыча были деньги дома. Взял он себе 100 рублей на дорогу, 200 рублей
старухе оставил.
Собрался и Елисей; продал соседу 10 ульев с выставки, и приплод, сколько будет
от 10 колодок, тоже соседу. Взял за все 70 рублей. Остальные 30 рублей по дому
под метелочку у всех обобрал. Старуха свои последние отдала, на похоронки
берегла; сноха свои дала.
Приказал Ефим Тарасыч все дела старшему сыну: и где сколько покосов взять, и
куда навоз вывезти, и как избу выделать и покрыть. Всякое дело обдумал — все
приказал. А Елисей только наказал старухе, чтоб от проданных ульев молодых особо
сажать и соседу без обмана отдать, а про домашние дела и говорить не стал: само
дело, мол, покажет, что и как делать надо. Сами хозяева, для себя сделаете, как
лучше.
Собрались старики. Напекли домашних лепешек, пошили сумки, отрезали онуч новых,
обули бахилки новые, взяли запасных лаптей и пошли. Проводили домашние их за
околицу, распрощались, и пошли старики в путь-дорогу.
Вышел Елисей с веселым духом и как отошел от деревни, так все дела свои забыл.
Только и думки у него, как бы дорогой товарищу угодить, как бы кому грубого
слова не сказать, как бы в мире и любви до места дойти и домой вернуться. Идет
Елисей дорогой и все сам про себя либо молитву шепчет, либо жития, какие знает,
на память твердит. А сойдется на пути с человеком или на ночлег придет, со
всяким норовит как бы поласковее обойтись да по-божьи слово сказать. Идет —
радуется. Одного дела не мог сделать Елисей. Хотел бросить табак нюхать и
тавлинку дома оставил, да скучно стало. Дорогой дал ему человек. И нет-нет,
отстанет от товарища, чтоб его в грех не вводить, и понюхает.
Идет и Ефим Тарасыч хорошо, твердо, худого не делает и пустого не говорит, да
нет у него легости на душе. Не выходит у него из головы забота про домашнее. Все
поминает, что дома делается. Не забыл ли чего сыну приказать и так ли сын
делает? Увидит по дороге — картофель садят или навоз везут, и думает: так ли по
приказу его сын делает. Так бы, кажется, вернулся и все бы показал и сам сделал.
III
Шли пять недель старики, домашние лапти избили, уж новые покупать стали и пришли
в хохлатчину. От дома шли, за ночлег и за обед платили, а пришли к хохлам, стали
их наперебой к себе люди зазывать. И пустят, и покормят, и денег не берут, а еще
на дорогу в сумки им хлеба, а то и лепешек накладут. Прошли так вольно старики
сот семь; прошли еще губернию и пришли в неурожайное место. Пускать пускали и
денег за ночлег не брали, а кормить перестали. И хлеба не везде давали, другой
раз и за деньги не добьются. Прошлый год, рассказывал народ, не родилось ничего.
Которые богаты были, разорились, все распродали; которые средственно жили — на
нет сошли; а бедняки — так или уехали совсем, или по миру ходят, или дома
кое-как перебиваются. Зимой мякину или лебеду ели.
Ночевали раз старики в местечке, купили хлеба фунтов 15, переночевали и вышли до
зорьки, чтоб подальше до жару уйти. Прошли верст 10 и дошли до речки, сели,
зачерпнули воды в чашку, помочили хлебца, поели и переобулись. Посидели,
отдохнули. Достал Елисей рожок. Покачал на него головой Ефим Тарасыч.
— Как, — говорит, — такую пакость не бросить!
Махнул рукой Елисей.
— Пересилил, — говорит, — меня грех, что сделаешь!
Поднялись, пошли дальше. Прошли еще верст десяток. Пришли в большое село, прошли
все насквозь. И уж жарко стало. Уморился Елисей, захотелось ему и отдохнуть и
напиться, да не останавливается Тарасыч. Тарасыч в ходьбе крепче был, и
трудненько было Елисею за ним тянуться.
— Напиться бы, — говорит.
— Что ж, напейся. Я не хочу.
Остановился Елисей.
— Ты, — говорит, — не жди, я только забегу вон в хатку, напьюсь. Живой рукой
догоню.
— Ладно, — говорит. И пошел Ефим Тарасыч один вперед по дороге, а Елисей
повернул к хатке.
Подошел Елисей к хатке. Хатка небольшая, мазаная; низ черный, верх белый, да
облупилась уж глина, давно, видно, не мазана, и крыша с одного бока раскрыта.
Ход в хатку со двора. Вошел Елисей на двор; видит — у завалинки человек лежит
безбородый, худой, рубаха в портки — по-хохлацки. Человек, видно, лег в холодок,
да солнце вышло прямо на него. А он лежит и не спит. Окликнул его Елисей,
спросил напиться — не отозвался человек. "Либо хворый, либо неласковый", —
подумал Елисей и подошел к двери. Слышит — в хате дитя плачет. Постучал Елисей
кольцом. "Хозяева!" Не откликаются. Постучал еще посошком в дверь. "Крещеные!"
Не шевелятся. "Рабы божии!" Не отзываются. Хотел Елисей уж и прочь идти, да
слышит — из-за двери ровно охает кто-то. "Уж не беда ли какая-нибудь с людьми?
Поглядеть надо!" И пошел Елисей в хату.
IV
Повернул Елисей кольцо — не заперто. Отложил дверь, прошел через сенцы. Дверь в
хату отперта. Налево печь; прямо передний угол; в углу божница, стол; за столом
— лавка; на лавке в одной рубахе старуха простоволосая сидит, голову на стол
положила, а подле ней мальчишка худой, как восковой весь, а брюхо толстое,
старуху за рукав дергает, а сам ревмя ревет, чего-то просит. Вошел Елисей в
хату. В хате дух тяжелый. Смотрит — за печью на кровати женщина лежит. Лежит
ничком и не глядит, только хрипит и ногу то вытянет, то подтянет. И швыряет ее с
боку на бок, и от нее-то дух тяжкий, — видно, под себя ходит и убрать ее некому.
Подняла голову старуха, увидала человека.
— Чего, — говорит, — тобi треба? чого треба? Нема, чоловiче, нiчого.
Понял Елисей, что она говорит, подошел к ней.
— Я, — говорит, — раба божия, напиться зашел.
— Нема, кажу, нема. Нема чего и взяти. Iди coбi.
Стал Елисей спрашивать: "Что ж, и здорового у вас али никого нет женщину
убрать?"
— Та нема нiкого; чоловiк на дворi помира, а ми туточки.
Замолчал было мальчик — чужого увидал, да как заговорила старуха, опять ухватил
ее за рукав: "Хлiба, бабусю! хлiба", — и опять заплакал.
Только хотел спросить Елисей старуху, ввалился мужик в хату, прошел по стенке и
хотел на лавку сесть, да не дошел и повалился в угол у порога. И не стал
подыматься, стал говорить. По одному слову отрывает, скажет — отдышится, другое
скажет.
— I болiсть, — говорит, — напала, голоднi. Ось з голоду помирають! — показал
мужик головой на мальчика и заплакал.
Встряхнул Елисей сумку за плечами, выпростал руки, скинул сумку наземь, потом
поднял на лавку и стал развязывать. Развязал, достал хлеб, ножик, отрезал
ломоть, подал мужику. Не взял мужик, а показал на мальчика и на девочку, — им,
мол, дай. Подал Елисей мальчику. Почуял мальчик хлеб, потянулся, ухватил ломоть
обеими ручонками, с носом в ломоть ушел. Вылезла из-за печки еще девочка,
уставилась на хлеб. Подал и ей Елисей.
Отрезал еще кусок и старухе дал. Взяла и старуха, стала жевать.
— Воды бы, — говорит, — принести, уста запеклись. Хотела, — говорит, — я — вчера
ли, сегодня, уж и не помню — принести, упала, не дошла, и ведро там осталось,
коли не взял кто.
Спросил Елисей, где колодезь у них. Растолковала старуха. Пошел Елисей, нашел
ведро, принес воды, напоил людей. Поели ребята еще хлеба с водой, и старуха
поела, а мужик не стал есть. "Не принимает, говорит, душа". Баба — та вовсе не
поднималась и в себя не приходила, только металась на кровати. Пошел Елисей на
село в лавку, купил пшена, соли, муки, масла. Разыскал топоришко, нарубил дров,
стал печку топить. Стала ему девочка помогать. Сварил Елисей похлебку и кашу,
накормил людей.
V
Поел мужик немножко, и старуха поела, а девочка с малышком и чашку всю вылизали
и завалились обнявшсь спать.
Стали мужик с старухой, рассказывать, как все это с ними сталось.
— Жили мы, — говорят, — и допрежь того небогато, а тут не родилось ничего, стали
с осени проедать, что было. Проели все — стали у соседей и добрых людей просить.
Сперва давали, а потом отказывать стали. Которые бы и рады дать, да нечего. Да и
просить-то совестно стало: всем должны — и деньгами, и мукой, и хлебом. Искал, —
говорит мужик, — я себе работы — работы нет. Народ везде из-за корму в работу
набивается. День поработаешь, да два так ходишь — работы ищешь. Стали старуха с
девчонкой ходить в даль побираться. Подаяние плохое, ни у кого хлеба нет.
Все-таки кормились кое-как, думали — пробьемся так до новины. Да с весны совсем
подавать перестали, а тут и болезнь напала. Пришло совсем плохо. День едим, а
два нет. Стали траву есть. Да с травы ли, али так, напала на бабу болезнь.
Слегла баба, и у меня, — говорит мужик, — силы нет. И поправиться не с чего.
— Одна я, — говорит старуха, — билась, да из сил выбилась без еды и ослабла.
Ослабла и девчонка, да и заробела. Посылали ее к соседям — не пошла. Забилась в
угол и нейдет. Заходила соседка позавчера, да увидала, что голодные да больные,
повернулась, да и ушла. У ней у самой муж ушел, а малых детей кормить нечем. Так
вот и лежали — смерти ждали.
Отслушал их речи Елисей, да и раздумал в тот же день идти догонять товарища и
заночевал тут. Наутро встал Елисей, взялся по дому за работу, как будто сам он и
хозяин. Замесил с старухой хлеба, истопил печку. Пошел с девчонкой по соседям
добывать, что нужно. Чего ни хватится — ничего нет, все проедено: ни по
хозяйству, ни из одежи. И стал Елисей припасать то, что нужно: что сам сделает,
а что купит. Пробыл так Елисей один день, пробыл другой, пробыл и третий.
Справился малышок, ходить стал по лавке, к Елисею ластится. А девочка совсем
повеселела, во всех делах помогает. Все за Елисеем бегает: "Дiду! дiдусю!"
Поднялась и старуха, к соседочке прошла. Стал и мужик по стенке ходить. Лежала
только баба, да и та на третий день очнулась и стала есть просить. "Ну, — думает
Елисей, — не чаял я столько времени прогулять, теперь пойду".
VI
На четвертый день подошли розговены, и думает Елисей: "Дай уж разговеюсь с
людьми, куплю им кое-чего для праздника, а на вечер и пойду". Пошел Елисей опять
на село, купил молока, муки белой, сала. Наварили, напекли они с старухой, а
наутро сходил Елисей к обедне, пришел, разговелся с людьми. Встала в этот день и
баба, стала бродить. А мужик побрился, чистую рубаху надел — старуха выстирала,
— пошел на село к богатому мужику милости просить. Заложены были богатому мужику
и покос и пашня, — так пошел просить, не отдаст ли покоса и пашни до новины.
Вернулся к вечеру хозяин скучный и заплакал. Не помиловал богатый мужик,
говорит: "Принеси деньги".
Задумался опять Елисей. "Как им, — думает, — теперь жить? Люди косить пойдут, им
нечего: покос заложен. Поспеет рожь — люди убирать примутся (да и родилась же
она хорошо, матушка!), а им и приждать нечего: продана у них десятина вхняя
богатому мужику. Уйду я, они опять так же собьются". И разбился Елисей мыслями и
не пошел с вечера — отложил до утра. Пошел спать на двор. Помолился, лег и не
может заснуть: и идти-то надо — уж и так и денег и времени много провел, и людей
жалко. "Всех, видно, не оделишь. Хотел им водицы принести да хлебца по ломтю
подать, а она, вишь, куда хватила. Теперь уж — покос да пашню выкупи. А пашню
выкупи, — корову ребятам купи да лошадь мужику снопы возить. Видно, запутлялся
ты, брат Елисей Кузьмич. Разъякорился, и толков не найдешь!" Поднялся Елисей,
взял кафтан из-под головы, развернул, достал рожок, понюхал, думал мысли
прочистить, ан нет: думал, думал, ничего не придумал. И идти надо, и людей
жалко. А как быть, не знает. Свернул кафтан под голову и опять лег. Лежал,
лежал, уж и петухи пропели, совсем засыпать стал. Вдруг ровно разбудил его кто.
Видит он, будто одет он совсем, и с сумкой и с посохом, и надо ему в ворота
пройти, а отложены ворота, только чтоб пролезть одному. И идет он в ворота и
зацепил с одной стороны сумкой; хотел отцепить, зацепился с другой стороны
онучей, и онуча развязалась. Стал отцеплять, ан зацепился не за плетень, а это
девчонка держат, кричит: "Дiду, дiдуся, хлiба!" Поглядел на ногу, а за онучу
малышок держит, из окна старуха и мужик глядят. Проснулся Елисей, заговорил с
собой в голос. "Выкуплю, — говорит, — завтра пашню и покос, и лошадь куплю и
муки до новины, и корову ребятам куплю. А то дойдешь за морем Христа искать, а в
самом себе потеряешь. Надо справить людей!" И заснул Елисей до утра. Проснулся
Елисей рано. Пошел к богатому мужику — рожь выкупил, отдал деньги и за покос.
Купил косу, — и та продана была, — принес домой. Послал мужика косить, а сам
пошел по мужикам: отыскал у кабачника продажную лошадь с телегой. Сторговался,
купил, купил и муки мешок, на телегу положил и пошел корову покупать. Идет
Елисей и нагоняет двух хохлушек. Идут бабы, промеж себя балакают. И слышит
Елисей, что говорят бабы по-своему, а разбирает, что про него говорят.
— Бач, оце його значала не пiзнали, така думка: простий чоловiк. Зайшов, кажуть,
напиться, та i там i зажив. Чого, чого не накупав вiн iм. Сама бачила, як свого
днi у шинкаря коняку з возом купив. Hi мабуть таки э люди на свiтi. Треба пiти
подивиться.
Услыхал это Елисей, понял, что его хвалят, и не пошел корову покупать. Вернулся
к кабачнику, отдал деньги за лошадь. Запряг и поехал с мукой к хате. Подъехал к
воротам, остановился и слез с телеги. Увидали хозяева лошадь — подивились. И
думается им, что для них он лошадь купил, да не смеют сказать. Вышел хозяин,
отворил ворота.
— Откуда, — говорит, — конь у тебя, дедушка?
— А купил, — говорит. — Дешево попалась. Накоси, мол, в ящик травки ей на ночь
положить. Да и мешок сними.
Отпряг хозяин лошадь, снес мешок в амбар, накосил беремя травы, положил в ящик.
Легли спать. Елисей лег на улице и туда с вечера свою сумку вынес. Заснул весь
народ. Поднялся Елисей, увязал сумку, обулся, одел кафтан и пошел в путь за
Ефимом.
VII
Отошел Елисей верст 5. Стало светать. Сел он под дерево, развязал сумку, стал
считать. Сосчитал, осталась денег 17 р. 20 копеек. "Ну, — думает, — с этим за
море не переедешь! А Христовым именем собирать — как бы греха больше не было.
Кум Ефим и один дойдет, за меня свечку поставит. А на мне, видно, оброк до
смерти останется. Спасибо, хозяин милостивый — потерпит".
Поднялся Елисей, встряхнул сумой за плечами и пошел назад. Только село то обошел
кругом, чтоб его люди не видали. И домой скоро дошел Елисей. Туда шел — трудно
казалось, через силу другой раз тянулся за Ефимом; а назад пошел, так ему бог
дал, что идет и устали не знает. Идет играючи, посошком помахивает, по 70 верст
в день уходит.
Пришел Елисей домой. Уж с поля убрались. Обрадовались домашние своему старику,
стали расспрашивать: как и что, отчего от товарища отстал, отчего не дошел,
домой вернулся? Не стал рассказывать Елисей.
— Да не привел, — говорит, — бог; растерял дорогой деньги и отстал от товарища.
Так и не пошел. Простите ради Христа.
И отдал старухе остальные деньги. Расспросил Елисей про домашние дела: все
хорошо, все дела переделали, упущенья в хозяйстве нет, и живут все в мире и
согласии.
Услыхали тем же днем и Ефимовы, что вернулся Елисей, пришли спрашивать про
своего старика. И им то же сказал Елисей.
— Ваш, — говорит, — старик здорово пошел, разошлись мы, — говорит, — за три дня
до Петрова дни; хотел я было догонять, да тут такие дела подошли: растерял я
деньги и не с чем стало идти, так и вернулся.
Подивился варод: как так человек умный да так глупо сделал, — пошел и не дошел,
только деньги провел? Подивились и забыли. И Елисей забыл. Взялся за работу по
дому: заготовил с сыном дров на зиму, обмолотил с бабами хлеб, прикрыл сараи,
убрал пчел, отдал 10 колодок пчел с приплодом соседу. Хотела его старуха утаить,
сколько от проданных колодок отроилось, да Елисей сам знал, какие холостые,
какие роились, и соседу вместо десяти семнадцать отдал. Убрался Елисей, услал
сына на заработки, а сам засел на зиму лапти плести и колодки долбить.
VIII
Весь тот день, как остался Елисей в хате у больных людей, ждал Ефим товарища.
Отошел он недалеко и сел. Ждал, ждал, соснул, проснулся, еще посидел — нет
товарища. Все глаза проглядел. Уж солнце за дерево зашло, — нет Елисея. "Уж не
прошел ли, — думает, — мимо меня, или не проехал ли (подвез кто), не приметил
меня, пока я спал. Да нельзя же не видать ему. В степи далеко видно. Пойти
назад, — думает, — а он вперед уйдет. Расстрянемся с ним, еще того хуже. Пойду
вперед, на ночлеге сойдемся". Пришел в деревню, попросил десятского, чтобы, если
придет такой старичок, отвести его в ту же хату. Не пришел на ночлег Елисей.
Пошел дальше Ефим, спрашивал всех: не видали ли старичка лысенького? Никто не
видал. Подивился Ефим и пошел один. "Сойдемся, — думает, — где-нибудь в Одессе и
на корабле", — и перестал думать.
Сошелся дорогой с странником. Странник в скуфье, в подряснике и с длинными
волосами, был и на Афоне и в другой раз идет в Иерусалим. Сошлись на ночлеге,
разговорились и пошли вместе.
Дошли до Одессы хорошо. Трое суток прождали корабля. Богомольцев много
дожидалось. Были с разных сторон. Опять порасспросил Ефим про Елисея — никто не
видал. Выправил Ефим билет заграничный — 5 рублей стало. Отдал 40 целковых за
проезд туда и обратно, закупил хлеба, селедок на дорогу. Погрузили корабль,
перевезли богомольцев, сел и Тарасыч с странником. Подняли якоря, отчалили,
поплыли морем. День хорошо плыли; к вечеру поднялся ветер, пошел дождь, стало
качать и корабль заливать. Взметался народ, стали бабы голосить, и из мужчин,
которые послабее, стали по кораблю бегать, места искать. Нашел и на Ефима страх,
только виду не показал: как где сел с прихода на полу, рядом с тамбовскими
стариками, так и сидел всю ночь и день другой весь; только свои сумки держали и
ничего не говорили. Затихло на третий деиь. На пятый день пристали к Царьграду.
Которые странники высаживались на берег, ходили смотреть храм Софии-Премудрости,
где теперь турки владеют; Тарасыч не высаживался, на корабле просидел. Только
булки белой купил. Простояли сутки, опять поплыли морем. Останавливались еще у
Смирны-города, у другого города Александрии и доплыли благополучно до
Яфы-города. В Яфе высадка всем богомольцам: 70 верст пешеходу до Иерусалима.
Тоже при высадке набрался страху народ: корабль высокий и с корабля вниз на
лодки народ кидают, а лодку качает, того и гляди, не угодит в лодку, а мимо;
человек двух замочило, а высадились все благополучно. Высадились, пошли пеши; на
третий день к обеду дошли до Иерусалима. Стали за городом, на Русском подворье,
билеты прописали, пообедали, пошли с странником по святыням. К самому гробу
господню еще впуску не было. Пошли в патриарший монастырь, собрали туда всех
поклонников, посадили женский пол и мужской пол особо. Велели разуться и сесть
кругом. Вышел монах с полотенцем и стал всем ноги умывать; умоет, утрет и
поцелует, и так всех обошел. Ефиму ноги обтер и поцеловал. Отстояли вечерню,
заутреню, помолились, свечи поставили и подали поминанья за родителей. Тут и
покормили и вино подносили. Наутро пошли в келью Марии Египетской, где она
спасалась. Поставили свечи, молебен отслужили. Оттуда в Авраамов монастырь
ходили. Видели Савеков сад — место, где Авраам сына заколоть хотел богу. Потом
ходили на то место, где Христос явился Марии Магдалине, и в церковь Якова, брата
господня. Все места показывал странник и везде сказывал, сколько где денег
подавать надо. К обеду вернулись на подворье, поели. И только стали укладываться
спать, взахался странник, стал свою одежу перебирать — шарить.
— Вытащили, — говорит, — у меня портмонет с деньгами, двадцать три рубля, —
говорит, — было: две десятирублевые и три мелочью.
Потужил, потужил странник, делать нечего — легли спать.
IX
Лег Ефим спать, и напало на него искушенье. "Не вытаскивали, — думает, — у
странника денег; у него, думается, их не было. Нигде он не подавал. Мне
приказывал подавать, а сам не давал, да и у меня рубль взял".
Подумает так Ефим и начнет сам себя укорять: "Что, — говорит, — мне человека
судить, грешу я. Не стану думать". Только забудется, опять станет поминать, как
странник на деньги приметлив и как он непохоже говорит, что у него портмонет
вытащили. "И не было, — думает, — у него денег. Один отвод".
Наутро встали и пошли к ранней обедне в большой храм Воскресенья — к гробу
господню. Не отстает странник от Ефима, с ним вместе идет.
Пришли к храму. Народу — странников-богомольцев, и русских, и всяких народов, и
греков, и армян, и турок, и сирияи — собралось много. Пришел Ефим в Святые
ворота с народом. Повел их монах. Провел их мимо стражи турецкой к тому месту,
где снят с креста спаситель и помазан и где 9 подсвечников больших горят. Все
показывал и рассказывал. Поставил там свечку Ефим. Потом повели монахи Ефима на
правую руку вверх по ступенькам на Голгофу, на то место, где крест стоял; там
помолился Ефим. Потом показали Ефиму скважину, где земля до преисподней
проселась; потом показывали то место, где прибивали руки и ноги Христа к кресту
гвоздями; потом показали гроб Адама, где кровь Христа лилась на кости его. Потом
пришли к камню, где сидел Христос, когда надевали на него терновый венец; потом
— к столбу, к которому привязывали Христа, когда били его. Потом видел Ефим
камень с двумя дырами для ног Христа. Хотели еще что-то показать, да заторопился
народ: заспешили все к самой пещере гроба господня. Отошла там чужая, началась
православная обедня. Пошел Ефим с народом к пещере. Хотел он отбиться от
странника — все в мыслях грешит он на странника, — да не отстает от него
странник, с ним вместе и к обедне ко гробу господню пошел. Хотели они поближе
стать, не поспели. Стеснился народ так, что ни вперед, ни назад продора нет.
Стоит Ефим, смотрит вперед, молится, а нет-нет и ощупает, тут ли кошель. Двоится
у него в мыслях: первое думает — обманывает его странник; второе думает — коли
не обманул, а вправду вытащили, так как бы и со мной того же не было.
Х
Стоит так Ефим, молится и смотрит вперед, в часовню, где самый гроб и над гробом
36 лампад горят. Стоит Ефим, через головы смотрит, что за чудо! Под самыми
лампадами, где благодатный огонь горит, впереди всех, видит, стоит старичок в
кафтане сермяжном, блестит лысина во всю голову, как у Елисея Бодрова. "Похож, —
думает, — на Елисея. Да нельзя же ему быть! Нельзя ему прежде меня поспеть.
Корабль до нас за неделю отходил. Нельзя ему было упредить. А на нашем корабле
не было. Я всех богомольцев видел".
Только подумал так Ефим, стал молиться старичок и поклонился три раза: раз
наперед богу, а потом миру православному на обе стороны. И как повернул голову
старичок на правую сторону, так и признал его Ефим. Самый он, Бодров, и есть — и
борода черноватая, курчавая, и проседь на щеках, и брови, и глаза, и нос, и все
обличье его. Самый он, Елисей Бодров.
Обрадовался Ефим, что товарища нашел, и подивился, как так Елисей наперед его
поспел.
— Ай да Бодров, — думает, — куда наперед пролез! Видно, с человеком таким
сошелся, что провел его. Дай на выходе найду его, своего странника в скуфье
брошу и с ним стану ходить, авось и он меня проведет наперед.
И все смотрел Ефим, как бы не упустить ему Елисея. Да отошли обедни, зашатался
народ, пошли прикладываться, затеснились, отдавили в сторону Ефима. Опять напал
на него страх, как бы, думает, кошель не вытащили? Прижал рукой кошель Ефим и
стал продираться, только бы на простор выбраться. Выбрался на простор,
ходил-ходил, искал-искал Елисея тут и в храме. Тут же в храме по кельям всякого
народа много видел: которые тут же и едят, и пьют вино, и спят, и читают. И нет
нигде Елисея. Вернулся Ефим на подворье, — не нашел товарища. В этот вечер
странник не приходил. Пропал, и рубля не отдал. Остался Ефим один.
На другой день пошел опять Ефим к гробу господню с тамбовским стариком, на
корабле с ним ехал. Хотел прадезть наперед, да опять отдавили его, и стал он у
столба и молится. Поглядел нареред, — опять под лампадами у самого гроба
господня на переднем месте стоит Елисей, руки развел, как священник у алтаря, и
блестит лысина во всю голову, "Ну, — думает Ефим, — теперь уж не упущу его".
Полез продираться наперед. Продрался — нет Елисея. Видно, ушел. И на третий день
опять у гроба господня смотрит — в самом святом месте стоит Елисей на самом на
виду, руки развел и глядит кверху, точно видит что над собой. И светится его
лысина во всю голову. "Ну, — думает Ефим, — теперь уж не упущу его, пойду к
выходу стану. Там уж не разминемся". Вмшел Ефим, стоял-стоял, полден простоял:
весь народ прошел — нет Елисея.
Пробыл шесть недель Ефим в Иерусалиме и побывал везде: и в Вифлееме, и в
Вифании, и на Иордане, и на новую рубаху печать у гроба господня наложил, чтобы
похорониться в ней, и воды из Иордана в стклянку взял, и земли и свечей с
благодатным огнем взял, и в восьми местах поминанья записал, извел все деньги,
только бы домой дойти. И пошел Ефим назад к дому. Дошел до Яфы, сел на корабль,
приплыл в Одессу и пошел пешеходом домой.
XI
Едет Ефим один тем же путем. Стал к дому приближаться, одеть напала на него
забота, как без него дома живут. "В год, — думает, — воды много утечет. Дом
целый век собираешь, а разорить дом недолго. Как-то без него сын дела повел, как
весна вскрылась, как скотина перезимовала, так ли избу выделали?" Дошел Ефим до
того места, где он запрошлый год расстался с Елисеем. Народу и узнать нельзя.
Где запрошлый год бедствовал народ, нынче все достаточно живут. Родилось хорошо
в поле. Поправился народ, и прежнее горе забыли. Подходит вечерком Ефим к тому
самому селу, где запрошлый год Елисей отстал. Только вошел в село, выскочила
из-за хатки девочка в белой рубахе.
— Дiд! дiдко! до нас заходи.
Хотел Ефим пройти, да не пускает девочка, ухватила за полу, тащит к хате, а сама
смеется.
Вышла на крыльцо и женщина с мальчиком, тоже манит:
— Заходи, мол, дедушка, поужинать — переночуешь. Зашел Ефим. "Кстати, — думает,
— про Елисея спрошу: никак, в эту самую хатку он тогда и напиться заходил".
Вошел Ефим, сняла с него женщина сумку, умыться подала, посадила за стол. Молока
достала, вареников, каши — поставила на стол. Поблагодарил Тарасыч, похвалил
людей за то, что они странников привечают. Покачала головой женщина.
— Нам, — говорит, — нельзя странников не привечать. Мы от странника жизнь
узнали. Жили мы, бога забыли, и наказал нас бог так, что все только смерти
ждали. Дошли летось до того, что все лежали — и есть нечего и больны. И помереть
бы нам, да наслал нам бог такого же, вот как ты, старичка. Зашел он среди дня
напиться, да увидал нас, пожалел, да и остался с нами. И поил, и кормил, и на
ноги поставил, и землю выкупил, и лошадь с телегой купил, у нас кинул.
Вошла в хату старуха, перебила речь женщины.
— И сами мы не знаем, — говорит, — человек ли был, или ангел божий. Всех-то
любил, всех-то жалел, и ушел — не сказался, и молить за кого бога — не знаем.
Как теперь вижу: лежу я, смерти жду, смотрю — вошел старичок, немудрененький,
так лысенький, воды напиться. Еще я подумала, грешная: что шляются? А он вон что
сделал! Как увидал нас, сейчас сумочку долой, вот на этом месте поставил,
развязал.
Вступилась и девочка.
— Нет, — говорит, — бабушка, он прежде сюда посередь хаты поставил сумку, а
потом на лавку убрал.
И стали они спорить и все его слова и дела поминать; и где он сидел, и где спал,
и что делал, и что кому сказал.
На ночь приехал и мужик-хозяин на лошади, тоже стал про Елисея рассказывать, как
он у них жил.
— Не приди он к нам, — говорит, — мы бы все в грехах померли. Помирали мы в
отчаянии, на бога и на людей роптали. А он нас и на ноги поставил, и через него
мы и бога узнали, и в добрых людей уверовали. Спаси его Христос! Прежде как
скоты жили, он нас людьми сделал.
Накормили, напоили люди Ефима, положили спать и сами легли.
Лежит Ефим и не спит, и не выходит у него из головы Елисей, как он видел его в
Иерусалиме три раза в переднем месте.
"Так вот он где, — думает, — упередил меня! Мои труды приняты, нет ли, а его-то
принял господь".
Наутро распрощались люди с Ефимом, наклали ему пирожков на дорогу и пошли на
работу, а Ефим — в путь-дорогу.
XII
Ровно год проходил Ефим. На весну вернулся домой. Пришел он домой к вечеру. Сына
дома не было: в кабаке был. Пришел сын выпивши, стал его Ефим расспрашивать. По
всему увидал, что замотался без него малый. Деньги все провел дурно, дела
упустил. Стал его отец щунять. Стал сын грубиянить.
— Ты бы, — говорит, — сам поворочал, а то ты ушел ходить да еще деньги с собой
унес все, а с меня спрашиваешь.
Рассерчал старик, побил сына.
Наутро вышел Ефим Тарасыч к старосте о сыне поговорить, идет мимо Елисеева
двора. Стоит старуха Елисеева на крылечке, здоровается:
— Здорово, кум, — говорит, — здорово ли, касатик, сходил?
Остановился Ефим Тарасыч.
— Слава богу, — говорит, — сходил; твоего старика потерял, да, слышу, он домой
вернулся.
И заговорила старуха — охотница была покалякать.
— Вернулся, — говорит, — кормилец, давно вернулся; Вскоре после успенья, никак.
Уж и рады же мы были, что его бог принес! Скучав нам без него. Работа уж от него
какая, — года его ушли. А все голова, и нам веселей. Уж и парень-то как
радовался! Без него, — говорит, — как без света в глазу. Скучно нам без него,
желанный, любим мы его, уж как жалеем.
— Что ж, дома, что ль, он теперь?
— Дома, родной, на пчельнике, рои огребает. Хороша, — баит, — роевщина. Такую
бог дал силу пчеле, что старик и не запомнит. Не по грехам, — баит, — бог дает.
Заходи, желанный, уж как рад-то будет.
Пошел Ефим через сени, через двор на пчельник к Елисею. Вошел на пчельник,
смотрит — стоит Елисей без сетки, без рукавиц, в кафтане сером под березкой,
руки развел и глядит кверху, и лысина блестит во всю голову, как он в Иерусалиме
у гроба господня стоял, а над ним, как в Иерусалиме, сквозь березку, как жар
горит, играет солнце, а вокруг головы золотые пчелки в венец свились, вьются, а
не жалят его. Остановился Ефим.
Окликнула старуха Елисеева мужа.
— Кум, — говорит, — пришел!
Оглянулся Елисей, обрадовался, пошел куму навстречу, полегонечку пчел из бороды
выбирает.
— Здорово, кум, здорово, милый человек... Хорошо сходил?
— Ноги сходили, и водицы тебе с Иордана-реки принес. Заходи, возьми, да принял
ли господь труды...
— Ну и слава боту, спаси Христос.
Помолчал Ефим.
— Ногами был, да душой-то был ли, али другой кто...
— Божье дело, кум, божье дело.
— Заходил тоже я на обратном в хату, где ты отстал...
Испугался Елисей, заторопился:
— Божье дело, кум, божье дело. Что ж, заходи, что ли, в избу — медку принесу.
И замял Елисей речь, заговорил про домашнее. Воздохнул Ефим и не стал поминать
Елисею про людей в хате и про то, что он видел его в Иерусалиме. И понял он, что
на миру по смерть велел бог отбывать каждому свой оброк — любовью и добрыми
делами.
Вернуться к разделу «Толстой»