Вернуться к разделу "Толстой"
Л.Н. Толстой
ПРОЕЗЖИЙ И КРЕСТЬЯНИН.
В крестьянской избе. Старик проезжий сидит на коннике и читает книгу. Хозяин,
вернувшись с работы, садится за ужин и предлагает проезжему. Проезжий
отказывается. Хозяин ужинает. Отужинав, встает, молится и подсаживается к
старику.
Крестьянин. По какому, значит, случаю?..
Проезжий (снимает очки, кладет книгу). Поезда нет, только завтра пойдет. На
станции тесно. Попросился у бабы у твоей переночевать. Она и пустила.
Крестьянин. Что ж, ничего, ночуй.
Проезжий. Спасибо. Ну, что ж, как по теперешнему времени живете?
Крестьянин. Какая наша жизнь? Самая плохая!
Проезжий. Что ж так?
Крестьянин. А оттого так, что жить не при чем. Такая наша жизнь, что надо бы
хуже, да некуда! Вот у меня девять душ, все есть хотят, а убрал шесть мер, вот и
живи тут. Поневоле в люди пойдешь. А пойдешь наниматься, цены сбиты. Что хотят
богатые, то с нами и делают. Народа размножилось, земли не прибавилось, а
подати, знай, прибавляют. Тут и аренда, и земские, и подземельные, и мосты, и
страховка, и десятскому, и продовольственные — всех не перечтешь, и попы, и
бары. Все на нас ездят, только ленивый на нас не ездит.
Проезжий. А я думал, что мужички нынче хорошо жить стали.
Крестьянин. Так-то хорошо жить стали, что по дням не емши сидят.
Проезжий. Я потому думал, что очень уж деньгами швырять стали.
Крестьянин. Какими деньгами швырять стали? Чудно ты говоришь. Люди с голоду
помирают, а он говорит: деньгами швыряются.
Проезжий. А как же, по газетам видать, что в прошлом году на семьсот миллионов,
— а миллион ведь это тысяча тысяч рублей, — так на семьсот миллионов вина
мужички выпили.
Крестьянин. Да разве мы одни пьем? Погляди-ка, как ее попы окалызывают, за
первый сорт. А бары-то тоже спуску не дают.
Проезжий. Все это малая часть, большая часть на мужиков приходится.
Крестьянин. Так что же, и пить уже ее не надо?
Проезжий. Нет, я к тому, что если на вино в год дуром семьсот миллионов швыряют,
так, значит, еще не так плохо живут. Шутка ли — семьсот миллионов, — и не
выговоришь.
Крестьянин. Да как же без ней-то? Ведь не нами заведено, не нами и кончится; и
престол, и свадьбы, и поминки, и магарычи: хочешь не хочешь — нельзя без ней.
Заведено.
Проезжий. Есть же люди, что не пьют. А живут же. Хорошего ведь в ней мало.
Крестьянин. Чего хорошего, акромя плохого!
Проезжий. Так и не надо бы пить ее.
Крестьянин. Да пей не пей, все равно жить не при чем. Земли нет. Была бы земля,
все бы жить можно, а то нет ее.
Проезжий. Как нет ее? Мало ли ее? Куда ни погляди, везде земля.
Крестьянин. Земля-то земля, да не наша! Близок локоть, да не укусишь!
Проезжий. Не ваша? Чья же она?
Крестьянин. Чья? Известно чья. Вот он, толстопузый черт, захватил тысячу семьсот
десятин, сам один, и все ему мало, а мы уже и кур перестаем держать — выпустить
некуда. В пору и скотину переводить. Кормов нету. А зайдет на его поле теленок
али лошадь — штрах, продавай последнее, ему отдавай.
Проезжий. Да на что же ему земли-то столько?
Крестьянин. На что ему земля? Известно на что: сеет, убирает, продает, денежки в
банку кладет.
Проезжий. Да где же ему такую Палестину вспахать да убрать?
Крестьянин. Точно ты махонький. На то у него деньги, наймет рабочих, они и пашут
и убирают.
Проезжий. Рабочие-то, я чай, тоже из ваших?
Крестьянин. Которые — наши, которые — чужие.
Проезжий. Да ведь все же из крестьян?
Крестьянин. Известно, из нашего же брата. Кто же, акромя мужика, работает?
Известно, мужики же.
Проезжий. А кабы не шли к нему мужики на работу...
Крестьянин. Ходи не ходи, все равно не даст. Будет пустовать земля, а дать — не
даст. Собака на сене, сама не ест, другим не дает.
Проезжий. Да как же он свою землю убережет? Ведь, я чай, верст на пять? Где же
ему поспеть укараулить?
Крестьянин. Чудно ты говоришь. Он на боку лежит, брюхо отращивает, на то у него
сторожа.
Проезжий. А сторожа-то, гляди, опять из ваших?
Крестьянин. А то из каких же, известно, из наших же.
Проезжий. Значит, мужики сами для господ землю обрабатывают, да еще сами ее от
себя караулят?
Крестьянин. Как же быть-то?
Проезжий. А так и быть, что не ходить к нему на работу да и в сторожа не
наниматься, тогда бы земля вольная была. Земля божья, и люди божьи — паши, сей,
убирай, кому нужно.
Крестьянин. Забастовку, значит? На это, брат, у них солдаты есть. Пришлют солдат
— раз, два, пали — кого расстреляют, а кого заберут. С солдатами разговор
короткий.
Проезжий. Да ведь солдаты тоже из ваших? Зачем же они своих стрелять будут?
Крестьянин. А то как же, на то присяга.
Проезжий. Присяга? Это что же, присяга?
Крестьянин. Аль ты не русский? Присяга — одно слово присяга.
Проезжий. Клянутся, значит?
Крестьянин. А то как же? На кресте, Евангелии присягают: за престол-отечество
живот положить должен.
Проезжий. А на мой разум, не надо бы этого делать.
Крестьянин. Чего не надо бы?
Проезжий. Присягать не надо.
Крестьянин, Как же не надо, когда в законе положено?
Проезжий. Нет, в законе нет этого. В законе Христовом прямо запрещено: не
клянись, говорит, вовсе.
Крестьянин. Ну? Как же попы-то?
Проезжий (берет книгу, раскрывает, ищет и читает). “Вам сказано: держи клятвы, а
я говорю — не клянись вовсе. Но да будет слово ваше “да, да”, “нет, нет”, а что
сверх этого, то от лукавого” (Мф. гл. V, ст. 33, 38). Значит, по Христову закону
нельзя клясться.
Крестьянин. А не будут присягать, и солдат не будет.
Проезжий. А на что же их, солдат-то?
Крестьянин. Как на что? А как если на нашего царя да чужие цари пойдут, как же
тогда?
Проезжий. Сами цари ссорятся, сами пускай и разбираются.
Крестьянин. Ну! Да как же так?
Проезжий. А так, что кто в бога верит, тот, что ему ни говори, убивать людей не
станет.
Крестьянин. Почему же поп в церкви указ читал, что война объявилась, чтоб
запасные собирались?
Проезжий. Про это не знаю, а знаю, что в заповедях — в шестой прямо сказано: не
убий. Запрещено, значит, человеку человека убивать.
Крестьянин. Это, значит, дома. А на войне-то как же без этого? Враги, значит.
Проезжий. По Христову Евангелию врагов нету, всех любить велено. (Раскрывает
Евангелие и ищет.)
Крестьянин. Ну-ка, почитай!
Проезжий (читает). “Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет,
подлежит суду. А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата подлежит суду”.
Еще сказано: “Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага
твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. гл.
V, ст. 43, 44).
Продолжительное молчание.
Крестьянин. Ну, а подати как же? Тоже не отдавать?
Проезжий. Уж это как сам знаешь. Если у тебя самого дети голодные, так известное
дело, прежде своих накормить.
Крестьянин. Так, значит, вовсе и солдат не надо?
Проезжий. А на кой их ляд? Миллионы да миллионы с вас же собирают, шутка ли
прокормить да одеть ораву такую. Близу миллионов дармоедов этих, а польза от них
только та, что вам же земли не дают да вас же стрелять будут.
Крестьянин (вздыхает и качает головой). Так-то так. Да кабы все сразу. А то
упрись один или два, застрелят или в Сибирь сошлют, только и толков будет.
Проезжий. А есть люди и теперь, и молодые ребята, поодиночке, а стоят за божий
закон, в солдаты не идут: не могу, мол, по Христову закону быть убийцей.
Делайте, что хотите, а ружья в руки не возьму.
Крестьянин. Ну и что же?
Проезжий. Сажают в арестантские — сидят там, сердешные, по три, по четыре года.
А сказывают, там хорошо им, потому начальство тоже люди, уважают их. А других и
вовсе отпускают — говорят: не годится, слаб здоровьем. А он косая сажень в
плечах, а не годится, потому — боятся принять такого, он другим расскажет, что
солдатство против закона божеского. И отпускают.
Крестьянин. Ну?
Проезжий. Бывает, что отпускают, а бывает, что и помирают там. Да и в солдатах
помирают, да еще калечат — кто без ноги, без руки...
Крестьянин. Ну и прокурат же ты, малый. Хорошо бы так, да не выйдет так дело.
Проезжий. Отчего не выйдет?
Крестьянин. А оттого...
Проезжий. От чего от того?
Крестьянин. Оттого, что начальству власть дадена.
Проезжий. Да ведь власть-то у начальства только оттого, что вы его слухаете. А
не слушайте начальства, и не будет и власти.
Крестьянин (качает головой). И чудно ты говоришь. Как же без начальства? Без
начальства никак невозможно.
Проезжий. Известно дело, невозможно. Да только кого ты начальством считать
будешь: исправника али бога? Кого хочешь слушать: исправника или бога?
Крестьянин. Да это что и говорить. Больше бога не будешь. Первое дело — по-божьи
жить.
Проезжий. А коли по-божьи жить, так бога и слушать надо, а не людей. А будешь
по-божьи жить, не станешь с чужой земли людей сгонять, не станешь в десятских,
старостах ходить, подати отбирать, не пойдешь в стражники, в урядники, а пуще
всего в солдаты не пойдешь, не будешь обещаться людей убивать.
Крестьянин. Так как же попы долгогривые-то? Им видать, что не по закону, а что ж
они не учат, как должно?
Проезжий. Об этом не знаю. Они свою линию ведут, а ты свою веди.
Крестьянин. То-то долгогривые черти.
Проезжий. Это напрасно: что других осуждать. Надо каждому самому об себе
помнить.
Крестьянин. Это как есть.
Долгое молчание. Крестьянин покачивает головой в усмехается.
Это, значит, ты к тому, что если дружно взяться всем сразу, — напором, значит, —
так и земля наша будет, и податей не будет?
Проезжий. Нет, брат, не к тому я говорю. Не к тому я говорю, что по-божьи жить,
так и земля ваша будет, и податей платить не станем, а к тому говорю, что жизнь
наша плохая только оттого, что сами плохо живем. Жили бы по-божьи, и плохой
жизни бы не было. О том, какая была бы наша жизнь, если бы по-божьи жили, — один
бог знает, а только то верно, что плохой жизни не было бы. Сами пьем, ругаемся,
деремся, судимся, завиствуем, ненавидим людей, закона божьего не принимаем,
людей осуждаем: то толстопузые, то долгогривые, а помани нас денежками, мы
готовы на всякую службу идти: и в сторожа, и в десятские, и в солдаты, и своего
же брата разорять, душить и убивать готовы. Сами живем по-дьявольски, а на людей
жалуемся.
Крестьянин. Это верно. Да только трудно, уж как трудно! Другой раз и не
стерпишь.
Проезжий. А для души терпеть надо.
Крестьянин. Это как есть! Оттого и плохо живем, что про бога забываем.
Проезжий. То-то и дело. Оттого и жизнь плохая. А то глядишь, забастовщики
говорят: дай вот этих да вот этих господ да богачей толстопузых перебьем, — все
от них, — и жизнь наша хорошая будет. И били и бьют, а пользы все нет никакой.
Тоже и начальство: дай только, говорит, сроку, перевешаем да переморим по
тюрьмам тысячу, другую народа, устроится жизнь хорошая. А глядишь, жизнь только
все хужеет.
Крестьянин. Да это как есть. Разве можно не судом, надо по закону.
Проезжий. Вот то-то и дело. Одно из двух: либо богу служи, либо дьяволу. Хочешь
дьяволу — пьянствуй, ругайся, дерись, ненавиствуй, корыстовайся, не божьего
закона слушайся, а людского, — и жизнь будет плохая; а хочешь служить богу — его
одного слухай: не то что грабить или убивать, а никого не осуждай, не
ненавиствуй, не влипай в худые дела, и не будет плохой жизни.
Крестьянин (вздыхает). Хорошо ты, старичок, сказываешь, дюже хорошо, только мы
мало слухаем. Ох, кабы побольше так наставляли нас, другое бы было. А то придут
из города, тоже свое болтают, как дела исправить, болтают хлестко, а слушать
нечего. Спасибо, старичок. Речи твои хорошие.
Где же ложиться будешь? На печке, что ль? Баба подстелет.
12-го октября 1909 г.
Вернуться к разделу "Толстой"