Вернуться к разделу "Толстой"
Л.Н. Толстой
ТРИ СЫНА
Притча
Дал отец сыну именье, хлеба, скотины и сказал: “Живи так, как я, и будет тебе
всегда хорошо”.
Взял сын все отцовское, ушел от отца и стал жить в свое удовольствие. “Отец ведь
сказал, чтобы я жил так, как и он. Он живет и радуется, и я буду так жить”.
Жил так год, два, десять, двадцать лет, и прожил все отцовское именье, и ничего
не осталось у него. И стал он просить отца дать ему еще; но отец не слушал его.
Тогда стал он задабривать отца и дарить отцу то, что у него было лучшего, и
просить его. Но отец ничего не отвечал ему. Тогда сын стал просить прощенья у
отца, думая, что он обидел чем отца, и опять просил дать ему еще; но отец ничего
не говорил.
И тогда стал сын клясть отца. Он сказал:
— Если теперь не даешь, зачем прежде давал и отделял меня и обещал, что мне
будет всегда хорошо жить? Не стоят все мои прежние радости, когда я проживал
именье, одного часа теперешней муки. Вижу, что погибаю, и спасенья нет. А кто
виноват? — Ты. Ты ведь знал, что мне недостанет именья, а не дал больше. Ты
сказал мне только: живи, как я, и тебе будет хорошо. Я и жил, как ты. Ты жил в
свое удовольствие, и я жил в свое удовольствие. Себе-то ты больше оставил. У
тебя в теперь есть, а мне недостало. Не отец ты, а обманщик и злодей. Проклятая
моя жизнь, проклят и ты, злодей, мучитель, не хочу знать и ненавижу тебя.
Дал отец именье и второму сыну и сказал только? “Живи, как я, и тебе будет
всегда хорошо”. Второй сын уж не так обрадовался именью, как первый. Он думал,
что ему так и следует. Но он знал, что случилось с старшим братом, и потому стал
думать о том, как бы не прожить все именье так же, как и первый. Он понял одно,
что старший брат не так понял слова: живи, как я, и что не надо жить только в
свое удовольствие. И стал он думать, что значит: живи, как я. И придумал, что
надо, как и отец, заводить все то именье, которое дано ему. И начал заводить
вновь такое же именье, как и то, которое дал ему отец.
И стал он придумывать, как бы самому снова сделать все то, что дал ему отец. И
стал спрашивать у отца, как .что делать; но отец не отвечал ему. Но сын подумал,
что отец боится сказать ему, и стал разбирать все вещи отцовские, чтобы понять
по ним, как все сделано, и перепортил и погубил все, что получил от отца, а все,
что сделал нового, все это было не на пользу; по ему не хотелось признаться, что
он все перепортил, и он жил и мучался, а всем говорил, что отец ему ничего и не
давал, а все он сделал себе сам. “А все мы сами и всё можем делать лучше и лучше
и дойдем скоро так, что все будет прекрасно”. Так говорил второй сын, пока еще у
него оставалось кое-что отцовское, но когда он переломал последнее и ему стало
нечем жить, он сам на себя наложил руки и убил себя.
Дал отец такое же именье и третьему сыну и так же сказал: “Живи так, как я, и
тебе будет всегда хорошо”. И третий сын так же, как первый и второй, обрадовался
именью и ушел от отца; но он знал, что случилось с старшими братьями, и стал
думать о том, что значит: живи так, как я, и тебе будет всегда хорошо.
Старший брат думал, что жить так, как отец, значит жить в свое удовольствие, и
все прожил и пропал. Второй брат думал, что жить так, как отец, значит сделать
самому все то, что сделал отец, и тоже отчаялся. Что же значит: живи так, как
отец?
И стал он вспоминать все, что знал об отце. И сколько он ни думал, ничего
другого он не знал об отце, как только то, что прежде ничего не было, и его
самого не было; и что отец родил, вспоил, вскормил его, научил и дал ему всякое
добро и сказал: живи так, как я, и тебе будет всегда хорошо. То же отец сделал и
с братьями. И сколько он ни думал, больше он ничего не мог узнать об отце. Все,
что он знал об отце, было только то, что отец делал добро и ему и братьям его.
И тогда он понял, что значат слова: живи так, как я. Он понял, что жить так, как
отец, значит делать то, что он делает, делать добро людям.
И когда он подумал это, отец уж был подле него и сказал: “Вот мы и опять вместе,
и тебе всегда будет хорошо. Поди же к своим братьям, ко всем детям моим и скажи
им, что значит: живите, как я, и что правда то, что тем, которые будут жить, как
я, будет всегда хорошо”.
И третий сын пошел и все рассказал своим братьям, и с тех пор все дети, когда
получали именье от отца, радовались не тому, что у них именья много, а тому, что
они могут жить так же, как отец, и что им будет всегда хорошо.
Отец — это бог; сыновья — это люди; именье — это жизнь. Люди думают, что они
могут жить одни, без бога. Одни из этих людей думают, что жизнь им дана затем,
чтобы веселиться этой жизнью. Они веселятся и проматывают жизнь, а как придет
время умирать, не понимают, зачем была дана жизнь такая, веселье которой
кончается страданьями и смертью. И эти люди умирают, проклиная бога и называя
его злым, и отделяются от бога. Это первый сын.
Другие люди думают, что жизнь им дана затем, чтобы понять, как она сделана, и
чтобы сделать ее лучше, чем та, которая дана им от бога. И они бьются о том,
чтобы сделать другую, лучшую жизнь. Но они, улучшая эту жизнь, губят ее и этим
сами лишают себя жизни.
Третьи говорят: “Все, что мы знаем о боге, это то, что он дает людям благо,
велит им делать то же, что и он, и потому будем делать то же, что он,— благо
людям”.
И как только они начинают делать это, бог сам приходит к ним и говорит:
— Этого самого я и хотел. Делайте со мною вместе то, что я делаю, и как я живу,
так и вы жить будете.
Вернуться к разделу "Толстой"